Беседа с Л.Н.Боковой, членом комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, представителем от исполнительного органа власти Саратовской области

0
84

 

Л.Н.Бокова2Н: Людмила Николаевна, здравствуйте. В рамках проекта «Интересный разговор» мы беседуем с нашими земляками – саратовцами, которые сейчас проживают в столице.

Вы родились не в Саратове, но с ним Вас связывает очень много, правда?

-: Да, это так.

Н: Когда вы переехали в Саратовскую область? Что у Вас происходило в Саратове, насколько он Вам породнился, какие появились любимые места?

-: Саратов стал площадкой для формирования молодого специалиста, по сути дела. Как профессионал я состоялась именно в Саратове, и за это огромные слова благодарности должна сказать саратовским педагогам, саратовской системе образования.

В 2000 году я приехала в город Ртищево и там началась карьера учителя. Я была принята на работу в школу №7 сначала на должность учителя истории. Потом продолжила работать в школе №3, уже на постоянной основе. В 7 школе я временно занимала эту должность, а в школе №3 была уже постоянная работа, т.е. первый выпуск класса. Воспоминания о 3 школе мне очень дороги, это работа очень близка для меня, потому что со многими выпускниками мы общаемся, у многих уже дети свои появились. Время, когда я начала работать с классом было своего рода испытание на прочность, на мою профпригодность к этой профессии учитель. Каждому выпуску всегда говорю: «Спасибо за то, что Вы меня научили быть учителем». Потому что я всегда старалась работать в диалоге со своими выпускниками. Первый выпуск был тяжелый, потому что мои выпускники были всего на 4 года младше меня. (смеется)

Н: с дисциплиной были вопросы? (смеется)

-: Конечно. Были вопросы с организацией учебного процесса. Это я уже потом поняла, что дисциплина рождается мгновенно только после того, когда у тебя появляются первые морщинки. А так, да, как молодой специалист нужно было найти вот эти грани, чтобы действительно, и дисциплина была на уроке и качественная подготовка детей. Практически, как молодой специалист, с первого же года я еще вступила в такую систему как сдача ЕГЭ. Это тоже было непросто. Я не сдавала этот экзамен, не проходила этот этап. У нас была другая система оценивания, а здесь мне нужно было адаптировать себя как учителя к этой системе, выработать систему подготовки очень четкую. И еще научить детей успешно сдавать этот экзамен. Конечно, было непросто. Но тем не менее, я очень благодарна тому, что именно там я начал работать молодым специалистом. С Саратовской областью меня связывает то, что у меня там родился ребенок. Это дорогого стоит и, наверно, область после такого события невозможно не назвать родной. Я крестила ребенка в Саратовской области. Отец крестный тоже там живет.

Н: Обрастаете корнями?

-: Да, Саратовская область стала родной, близкой. Удивительные люди встречались и встречаются на жизненном пути. Очень много советовали, очень много помогали. Тем более, что мы приехали в Ртищево молодой семьей. Это тоже было непросто. Так что связывает очень многое.

Н: Кто из известных людей Саратовской области, оставил след в Вашем формировании?

-: Конечно, есть люди, которые окружали меня. Близкие люди: мои коллеги по школе, я очень благодарна Татьяне Алексеевне Приходько, она возглавляла систему образования Ртищева. Конечно, она очень такой колоритный, профессиональный человек. Она сыграла большую роль. А среди известных людей, конечно, во многом я очень благодарна Вячеславу Викторовичу Володину, который огромнейшее внимание уделяет именно развитию системы образования, учительству. Очень много проектов поддержки учительства было инициировано именно с его подачи. Это КПМО (комплексный проект модернизации образования), мы благодаря его поддержке и участию вступили в этот проект, потому что он нас убедил. Конечно, это проекты-поддержки «Лучший ученический класс», «Учитель», когда учителя имеют возможность поехать за рубеж, посмотреть, как развивается система образования за рубежом. Учителя и администрация школ, детских садов имеют возможность поучиться, увидеть отличия, увидеть достоинства нашей системы образования, что немало важно.

И его же инициатива успешная о материально-технической оснащенности наших школ. Это тоже с его подачи было реализовано и сегодня в Саратовской области, практически в какую бы школу я не приходила, на 9 учащихся приходится один компьютер. Это почти европейский стандарт. Достижения достаточно значительные. Ну и особое внимание Вячеслав Викторович всегда уделял сельским школам. Сельские школы, которые являются очагом культуры, очагом образования были в приоритете.

Н: Людмила Николаевна, я тут читала в одной публикации, что перед тем как стать депутатом ГосДумы, в здании Федерального парламента Вы были один раз с классом, это правда?

-: Да

Н: А вот в какой момент и как произошел крутой поворот в Вашей жизни, который привел к праймериз? Что предшествовало?

-: Конечно, этому предшествовало очень правильное решение В.В. Путина о создании Общероссийского народного фронта. Это было очень символично. В городе Волгограде была создана коммуникационная площадка, которая объединила обычных людей, профессионалов своего дела. И когда я услышала об этом, мне показалось, что это именно то, что необходимо было сделать в то время. Поэтому когда у нас в Саратовской области началось формирование общероссийского народного фронта, педсобрание как общественная организация и объединение профессионалов-учителей в ступили в общероссийский народный фронт, т.к. я тоже являюсь членом этой общественной организации, то соответственно, поддержала вступление. И когда уже началась процедура праймериз педагогическое сообщество города Балашова поддержали мою кандидатуру и выдвинули на участие в праймериз, за что я очень благодарна. И собственно говоря, это благодаря их инициативе, я вошла в процедуру первичного отбора праймериз, и на самом деле это была интересная коммуникационная площадка, потому что нас участвовало 8 учителей. Первая площадка была менее успешная. Но я поняла, что такой шаг в сторону политической деятельности нужно было сделать действительно обосновано и перестроить себя внутренне.

Н: Я помню, мы с Вами выступали на одной из площадок, не помню в каком районе. Вы держались и говорили уверенно. Было интересно слушать.

-: Вот потом да, потом это пришло. Первая площадка она просто научила, а дальше уже было понятно, что нужно сделать шаг в сторону именно политической структуры, умению публично выступать. Нужно было себя в короткий срок перестроить, переформатировать. Учителя — это коммуникабельные люди, умеющие не только учить, но и самообучением заниматься. Наверно, вот эти качества и позволили выйти в четверку лидеров.

Н: Вот когда Вы переехали в столицу. Работа депутатом ГД подразумевает очень длительное нахождение в Москве, потому что сессии, комитеты и .д. и, конечно, же деятельность в регионе. Итак, Вы приехали в Москву, по сути, полная смена деятельности, места жительства. Как у Вас этот период прошел? Что в нем было сложного, что было радостного?

-: У нас до сих пор, несмотря на то, что третий год в Москве, все равно состояние переезда, т.е. такое пограничное состояние. Оторваться от области невозможно, не нужно и всегда нужно помнить о том, что основная задача, основная работа, она должна быть сосредоточена именно там, потому что все, что намечено, все, что планируется делать, нужно всегда пропускать через призму области, через ее проблематику, поэтому оторванности нет. Все равно советуешься, все равно ездишь, все равно спрашиваешь. Когда принимался закон об образовании, первым делом я поехала в Саратовскую область и периодически проводила встречи с учителями и они мне говорили их видение: вот здесь они не согласны, там они не согласны, а здесь согласны. И по сути дела, все поправки, которые я делегировала уже в принятый закон об образовании это инициативы, которые шли от саратовских учителей.

Н: Наказы?

-: Да, по сути, их наказы. Они приняты эти наказы, они уже вошли в закон об образовании. Но они указали на то, как буквы закона на практике отразятся на системе образования. И я очень благодарна, что они, не замалчивая проблем, открыто, откровенно высказывали свою позицию. И я говорила, что реально сделать в этих условиях. Т.е., у нас всегда такой открытый, хороший диалог. Без всяких там претензий. Это здорово, когда есть возможность такого открытого общения. Это помогает здесь, в этой работе.

А самым трудным, наверно, было это осознать, сделать разрыв: есть федеральная повестка, она достаточно сложная и здесь нужно было найти такой хороший диалог между собой уже как представителем комитета по образованию в ГосДуме и общественностью. Это выдающиеся люди, которые занимаются системой образования достаточно давно: преподаватели вузов, ректоры многих знаменитых вузов, здесь нужно было просто понять более глобальные, наверно, проблемы в системе образования. Где-то это получалось, где-то это не получалось. Это, наверно, было самое сложное.

Н: Да, в Саратове отношения выстраивались не один год, а здесь пришлось создавать все почти заново.

-: Там меня знают. (смеется) Там видят, там я в своей тарелке. А здесь нужно было понять, здесь другие задачи, другой регион. Мыслить в масштабах страны сложнее.

Н: Судя по тому, что Вы делаете, это удалось.

-: Ну, где-то удается, где-то не всегда. Но желание двигаться в этом направлении все равно есть.

Н: С какого момента Вы почувствовали себя саратовчанкой? С момента рождения ребенка, наверно? Или раньше?

-: С момента крещения. Когда мы пришли в маленькую церковь, в городе Ртищево. Она такая неприметная. Обычная такая, но очень старая. Именно через духовность, дальше ты уже воспринимаешь эту область как свою. Я даже ловлю себя иногда даже на мысли, когда бываю бываю в зарубежных командировках, думаю: «А у нас в Саратове тоже такое есть». (улыбается) В этот момент понимаешь, это твоя плоскость, твоя ниша и часть души.

Н: Какие места самые любимые в саратовской области?

-: Я очень люблю берег Волги. Вид на Волгу. Я была на Верхней Волге, на Нижней Волге, но вот наше Среднее Поволжье, оно очень колоритное. Пусть у нас не такой широкий простор волжский, как, например, в Ульновской области. Но эти заливы, затоны, это наша специфика. Именно берег Волги-это уникальная вещь, этот воздух волжский! Когда особенно ветер с Волги идет, это тоже ну очень красиво! А вообще, Саратовская область, она уникальна. У нас, если ее проехать с севера на юг, то можно увидеть и изменения климата, и природы. Степь-наша южная граница, граница с Казахстаном. У нас действительно есть, что посмотреть. Хвалынск, где горы, лес. Это маленькая Швейцария, на самом деле. Тут же красивейшая в Озинкском районе степная зона, где красивейшие цветут тюльпаны. Есть уникальные места и они разные. Вся Россия представлена на территории Саратовской области (смеется). Все ее природные зоны.

Н: Я понимаю, что с Вашим графиком, наверно, про отдых говорить вообще сложно. Но если все же удается, где любите отдыхать?

-: Я всегда отдыхаю в Саратовской области. Традиционно мы семьей выбираемся на наше черноморское побережье. Но в основном, на протяжении долгого времени выбираем отдых в Саратовской области.

Н: Людмила Николаевна? Какие качества Вы больше всего цените в людях?

-: Честность, отзывчивость и трудолюбие. Я всегда советую, если Вы трудоустраиваетесь, скажите о таком негативном качестве, как трудолюбие. (смеется) Честность, открытость — это действительно дорого стоит. А вообще, в принципе, даже здесь вот, я вижу по-разному разные складываются отношения в нашем маленьком коллективе. Мы с многими сотрудничаем, есть огромное количество помощников. Важно создать состояние доверия. Если это создано, не нужно ни жесткости, ни административности, тогда все получается.

Н: Тогда не нужно ничего контролировать, люди понимают друг дуга по взгляду.

-: Да.

Н: Спасибо большое за беседу. До новых встреч.

Л.Н.Бокова3