Почему Саратову не 1500 лет

0
401

12 (по старому стилю – 2) июля Саратову исполнится 425 лет. К этой юбилейной дате городу готовят ценный подарок: накинуть ему лишних годков, выправив новый поддельный паспорт. Старания эти комичны, как и лихорадочная скупка в 90-е годы баронских и графских титулов, когда еврейская фамилия вдруг начинала фонить, а выходец из простой советской семьи нарекал себя графом Сидоровым-Семигальским. Так и у нас сейчас перед праздником – забегали, засуетились усатые паспортистки, фальшивомонетчики и ряженые шарлатаны, кто во что горазд. Мы так стесняемся своего прошлого, славного и честного, что нужно приписать себе чужую историю? А смысл? Соседи будут больше уважать наши ямы на дорогах? И мы начнем продавать к ним билеты, как Бендер – к Провалу, повышая туристический потенциал области? А Москва, Москва, прослезившись, пришлет в подарок новому, искусственно состаренному Саратову бочку варенья и фуру с печеньем? Москва, как вы знаете, слезам не поверит, а еще Пушкин нас в школе учил – уважать свой род, хоть захудалый (то есть обедневший, потерявший былую славу), но зато свой, настоящий. Давайте о настоящем Саратове и поговорим.

Почему Саратову не 1500 лет
На современной территории Саратова в Волжском районе есть известный всем историкам и археологам памятник федерального значения «Алексеевское городище», где обнаружены следы катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX-XIX века до нашей эры). Смелость города берет, но даже самые ревностные наши старатели понимают, что назначить Саратову 4000 лет было бы явным перебором: в таком варианте Саратов становится старше первых греческих городов-государств. Поэтому в одной из опубликованных версий за точку отсчета берется 1500-летний возраст Саратова. Считаем: 2015 минус 1500 равняется 515 год, это VI век нашей эры, когда Алексеевское городище, скорее всего, уже пустует. По крайней мере археологами до сих пор не найдены свидетельства того, что в это время на месте современного Саратова кто-то жил.
А как же «инясевская», она же – ранне-киевская, она же пост-зарубинецкая культура, которая найдена на Алексеевском городище и на которую ссылаются удревнители? Найдена. В количестве одного или двух фрагментов керамических сосудов. Если археолог через тысячи лет найдет в моем письменном столе пару золотордынских дирхемов, это не будет означать, что я жил в XIV веке. Мало того, эти монеты не станут доказательством, что я был монголом. К тому же «инясевская» культура в исследованиях чаще всего отводится не к VI веку, а к II – III векам, так что 1500 лет здесь взяты от балды. Или для красоты, как хотите.
Говоря об этих временах, профессиональные ученые стараются выражаться аккуратно, оценивая степень вероятности того или много события, датировки. К примеру, что «зарубинецкий импульс достигает Волги либо в середине, либо во второй половине первого века в связи с вторжением готов в Поднепровье». А кто такие были носители этой культуры – германцы, балты или славяне – науке достоверно неизвестно. Да и не мыслили себя те племена в современных категориях национальности. Не сидел древний славянин у вечернего костра и не размышлял, кем станут его потомки: русскими или поляками. Достоверно известно только то, что здесь, в Поволжье эти племена вступили в этнокультурный контакт с ираноязычными племенами сарматов, которые и предопределили, по одной из гипотез, название для нашего города – Саратов.

Всплывающая подсказка
Вид с Алексеевского городища на Волгу. Фотография Дениса Жабкина

А почему тогда Саратову не 2300 лет?
И действительно – почему? Упущение в работе! Археологами точно доказано, что на месте Алексеевского городища было поселение т.н. «городецкой культуры», формирование которого (поселения, а не культуры) относят приблизительно к III или II веку до нашей эры. Городецкие племена пришли к нам на Волгу с Дона, откуда их вытеснили скифы. Это были рыболовы, охотники, скотоводы, а кто они были по национальности – Бог знает. Дело в том, что принадлежность поселения к городецкой культуре определяется по керамическим изделиям. Грубо говоря – трупов, мумий эти горожане не оставили ни одного, а на печном горшке не написано, кем он сделан – древним финном или древним русским. В советские годы было принято относить носителей городецкой культуры к предкам современной мордвы, сейчас это часто опровергается, но не в пользу славянского происхождения, а – незнамо кто. Почему же тогда удревнители выбрали не доказанный период существования Алексеевского городища, а предположительный? Очень просто. Они в википедии что-то слышали про финно-угорский (то есть прото-мордовский) характер поселения, а один ранне-киевский горшок ласкает им слух. Если «киевский», думают они, значит «славянский», значит, Саратов основали не мордва какая-нибудь, а древние славяне. Они не понимают (или знают, но дурака валяют), что свои названия культуры получают по месту находок, а кто жил на территории современной Киевской области в начале нашей эры, славяне или балты, или еще кто, ученые будут спорить много лет, возможно, столетий.

А почему Саратову не 700 лет?
Опять-таки доказано, что на Алексеевском городище в раннюю золотоордынскую эпоху, одновременно с городом Укеком, существовало (и очень недолго) небольшое русское поселение. Как оно называлось? Я бы сказал – точно не Саратов. Ученый скажет – вероятней всего, не Саратов. Почему – об этом ниже. Факт один. Поселения, возникавшие на территории Алексеевского городища в разные эпохи «не составляют хронологически непрерывную цепочку». Они то появлялись, то исчезали – на века. После ухода (куда-то) с городища племен городецкой культуры в первом (приблизительно) веке нашей эры и до появления здесь русских прошло либо 1300 лет, либо 1000, науке это снова неизвестно.

А почему Укек – не предтеча Саратова?
А потому! Предтеча – это «явление, событие, подготовившее почву, условия для наступления какого-нибудь другого события». Каким образом Укек подготовил почву для распада Золотой орды, создания Казанского ханства, взятия Иваном Грозным Казани и дальнейшего решения поставить на Волге Самару (1586 год), Царицын (1589) и Саратов (1590) для охраны волжского пути от кочевников и прочих грабителей? Да никак. Как Алексеевское городище не предопределило появление соседнего Укека, так и Укек – Саратова. В лингвистическом смысле Укек не более «предтеча» Саратова, чем любой другой город Золотой орды, хоть Сарай или Джукетау. А в историческом Саратов и Укек – это два разных города, случайно совпавших на одной современной территории. Саратовский археолог Дмитрий Кубанкин, ведущий раскопки на Увеке, уверенно заявляет: «Мне неизвестны культурные слои на Увекском городище, свидетельствующие о преемственности золотоордынского города Укека и последующих поселений на его месте. Должна быть непрерывность культурных слоев. Эти слои должны содержать комплексы, свидетельствующие о проживании здесь людей, а не о временном посещении,– то есть жилища». То есть: после гибели Укека в XIV веке новое постоянное поселение здесь возникло лишь в конце XIX века, когда границы Саратова расширились до железнодорожной переправы через Волгу.
А ведь есть еще древнее селище Вишневое в Ленинском районе – времен поздней бронзы. Есть курганы в поселке Юбилейный. Чем Ленинский район хуже окраины Заводского? Что за дискриминация? Еще раз, спокойно, вдох, выдох: Саратов основан 2 (по современному стилю – 12) июля 1590 года. Точка. Все остальное не имеет никакого отношения к науке.

Всплывающая подсказка
Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле»

Принято считать, что Саратовская область – исконно татарская земля. Это так?
Кем принято, почему? Нет, конечно. По данным первой переписи Российской империи, проведенной в 1897 году, на территории Саратовской губернии «финских наречий» (мордва, эстонцы, вотяки и пр.) было зафиксировано больше, чем «турецко-татарских» (татары, чуваши, башкиры и пр.). А немецкоговорящих было больше, чем тех или других. Из 2 405 829 жителей губернии 1 997 098 говорили (как тогда подразделялось) на великорусском, малорусском и белорусском диалектах русского языка. А как же Укек, спросите вы? Был же татарский Укек! Был, но кто сказал, установил, доказал, что основными жителями Укека были тюрки, а не монголы, два совершенно разных племенных объединения? А как же кипчаки-половцы, одни из предков современных татар, ходившие по нашим степям? Ходили. А еще ходили буртасы, которые то ли тюрки, то ли финно-угры, то ли ираноязычные аланы, потомки сарматов. А еще на наших землях был Хазарский каганат, чье население было (вроде) тюрки, но достоверно, по религии – иудеи, и (может быть, предположительно) основали город Киев, мать городов русских. А во время Великого переселения народов племена так ходили, так гуляли, что аланы (потомки сарматов и предки осетин) вытеснили с Рейна немецкоязычное племя франков, которое позже примет участие в формировании французской, голландской и валлонской наций. Кстати, а вы знаете, что означает летописное выражение «мать городов русских»? Вовсе не прародину, не животворящий источник. Это калька с греческого слова «метрополия», mētēr – мать, polis – город, что в те летописные времена означало «столица государства».

О, получается, наша область – исконно славянская земля!
Если только в чьих-то фантазиях. Ученые спорят, предполагают, когда именно и где именно праславянские племена отделились от индо-европейской общности. Одни говорят, что первыми отделились германские племена, а потом раскололась и балто-славянская общность. Другие считают, что балты и славяне в разное время и разными путями доехали до Восточной Европы, а их языковую близость объясняют географическим соседством. Одни ученые локализуют праславян в районе северных Балкан на Дунае, другие – на Западной Украине и в Белоруссии. В любом случае о Волге речи не идет. Да и что такое исконное, посконное и домотканое? Надо принять как факт, что Саратов основали русские люди, Левобережье первыми заселяли малороссы-солевозчики (украинцы), немцы (которые не все были немцы в современном понимании) и русские, что этнический состав в разные времена менялся, вот и всё. Спорить о чьей-то исконности в отношении любых земель также бессмысленно, как и о Крыме. Там были и какие-то неясные тавры, и скифы, и греки, и готы, и караимы, и кто только не.
Что забавно и смешно. Одна из уважаемых научных гипотез, т.н. «курганная», предполагает, что родиной прото-ариев, тех самых древних арийцев, была территория современных Самарской и Саратовской областей. Здесь была одомашнена лошадь, сделана повозка, что дало практическую возможность для расселения древних ариев по другим местам. Но это V – III тысячелетия до нашей эры, когда арии не успели еще разделиться на немцев и армян, кельтов и славян, иранцев и литовцев, поклонников Задорнова и поклонников Петросяна.

Всплывающая подсказка
Фрагмент немецкой карты 1897 года

А от Михаила Задорнова мы слышали другое!
Задорнов – гений покруче Леонардо да Винчи. Ему в одиночку удалось опровергнуть абсолютно ВСЕ научные данные, собранные за ВСЮ историю человечества в истории, географии, археологии, лингвистике, языкознании, генетике, палеантропологии, химии и целом ряде других дисциплин. Оцените масштаб переворота. На чем основан метод Задорнова? Созвучие разных слов + желание объявить любое слово «славянским» по происхождению. Возьмем два слова, пришедших к нам из греческого языка – «метрополия» и «метроном». В каждом из них присутствует вроде общее «метро». «Метро», оно же созвучно с матерью? Значит, это исконное русское слово «матерь», «мать», «мама», примерно так решает свои задачки Задорнов. А на самом деле два «метро» в этих словах разные. «Метрополия», как уже я писал выше, от mētēr – мать, а «метроном» от metron – мера. Такой же уровень фантазий и во всех остальных рассказах Задорнова (и его сообщников) о древних славянах.
Например, в недавно составленном «пантеоне славянских богов» есть девица Леля, богиня весны. Взялась она из припевов в народных песнях «ой-люли-лель», что есть русифицированный вариант христианского «аллилуйя», которое, в свою очередь, пришло в наш язык из древнего иврита через Византию и означает «хвалите Господа». Многократно пропеваемое в церковных службах «аллилуйя» самым естественным образом попало в припевы народных песен.
А богиней она стала так. Несколько польских историков XV-ХVI веков решили создать, в том числе и на базе народных песен, древних славянских богов. Так впервые появились Лель, Полель и мать их Лада. Три столетия спустя, когда русские литераторы стали выдумывать древнюю мифологию, они перехватили у поляков все это семейство. Нынешние сочинители древних славянских богов и родов записать Леля в пантеон постеснялись, уж слишком ярко он засветился и у Пушкина, и у Островского, и решили сделать ему операцию по смене пола, превратив мальчика в девочку (похабники). Правда, маму – Ладу – ей оставили прежнюю, из сказок.
Есть в этом славянском фэнтэзи и основатель Русского государства могучий воин «Рарог» (якобы Рюрик).
Изучая место «княжения Рюрика», ученые снова скучны и аккуратны. Старая Ладога, возникшая не позже середины VIII века, до сих пор является предметом активного профессионального спора – кто были те люди, что основал один из крупнейших торговых центров Восточной Европы того времени? Одни говорят, что скандинавами, другие – славянскими племенами кривичей и словен. При раскопках очевидны следы присутствия и тех, и других, но кто там был проезжий гость, а кто – хозяин? Кто у кого заимствовал опыт, ремесло и слова? Профессор Анатолий Кирпичников, руководитель раскопок в Старой Ладоге, обнаружив многочисленные дома-пятистенки (до сих пор характерные для русской деревни), честно пишет, что они ПОКА не имеют точного адреса возникновения. Они встречаются и при раскопках в Скандинавии, но РАНЬШЕ ВСЕХ подобная техника зафиксирована именно в Ладоге.
Это уже (или еще) VIII век нашей эры, Рюрик только через сто лет придет править этой землей, а мы еще (или уже) имеем очень приблизительные сведения по национальному вопросу, только косвенные данные, а задорные ребята шпарят по древнему славянству с такими подробностями, будто сами были тому свидетелями. Скажешь им – покажите фактические данные, хоть какие-нибудь, хоть самые крошечные, как мозг колибри. Ответят. 1. Евреи (они же – иудо-христиане) украли. 2. Славянское жречество тысячу лет передавало из уст в уста, из уст в уста.
Представляете? Терабайты каждый год увеличивающейся информации. Из уста в уста. Бедная РПЦ за двадцать лет ленинских и сталинских гонений чуть не потеряла систему рукоположения священников, а тут тысяча лет – и не единого сбоя!
Никто этих жрецов тыщу лет не видел, не слышал, и вдруг.
Тот самый Рюрик, кстати, впервые появляется в русской литературе (именно – литературе) через 200 лет после своего мифического призвания и в совершенно определенном контексте. Конец XI века, после смерти Ярослава Мудрого начинается распад Русской земли на уделы. Киевский князь Всеволод Ярославич впервые начинает называть себя «князем всей Руси», а у монаха Иакова Черноризца появляется текст про предка ярославичей, князя Владимира Красное Солнышко, крестившего страну: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову». Еще примерно через полстолетия Рюрик всплывает с подробностями про варягов, русов, Трувора и Синеуса в «Повести временных лет» (видимо, в княжение Владимира Мономаха), закрепляя древность и правомерность династических претензий.
И больше нигде, никогда, ни в одном достоверном источнике новые сведения о призвании Рюрика не появляются. Даже имя его исчезает из рода рюриковичей. Ни европейским хроникам (даже скандинавским), ни арабским этот русский сюжет неизвестен. И это при том, что Ладога торговала со всем европейским миром. По подсчету авторитетного американского ученого, специалиста по нумизматике Томаса Нунена только в течение X века 125 миллионов серебряных дирхемов были перевезены из Средней Азии в Европу. В основном – через Ладогу. А тут «основатель» государства, которое контролирует один из ключевых узлов водного пути от Каспия до Балтики, и никто ничего про него не слышал. Приплыл да сплыл.
Зато текстуально схожий до степени неразличения сюжет из «Повести временных лет» – «приходите княжить и воладети нами» – известен и в Голландии (ее тоже основал Рюрик/Рорик), и в Англии (бритты обращаются за помощью к трем братьям-саксам), и даже в Корее.
Ну да ладно, я отвлекся.

Где же был основан Саратов?
Тут все сложно. Как известно, архив Казанского приказа, к которому относился молодой Саратов, сгорел в 1701 году, а человеческая деятельность (в том числе создание Волгоградского водохранилища с затоплением волжских берегов) сделала почти невозможной работу археологов, так что на место постройки первого Саратова могут указать только косвенные данные из других научных дисциплин: истории, географии, лингвистики, источниковедения, картографии и т.д.. Из нескольких десятков версий, выдвинутых за последние века, «желтогорская» теперь считается самой ненаучной, а самую уважаемую каждый исследователь, историк, краевед определяет для себя сам. Или придумывает новую. Я не исследователь, не историк и в чужих разночтениях стараюсь найти здравый смысл. Гипотеза о левобережном Саратове, в самом стройном виде описанная профессором географии Николаем Студенцовым (см. его книгу «Две загадки Саратова»), мне кажется самой здравой. Из его доказательств выделю те, что можно рассмотреть, даже не имея специального исторического или географического образования.

Всплывающая подсказка
Левобережный Саратов. 1636 год. Рисунок Адама Олеария

1. Самара, Царицын (Волгоград) и Саратов строились по единому плану, одними «прорабами» и с одной целью – защита торговых караванов, шедших по Великому волжскому пути в Персию и обратно.
2. Охрана караванов осуществлялась конным способом по берегу реки.
3. Самара была построена на левом берегу у впадения в Волгу реки Самара.
4. Царицын был построен на острове напротив впадения правобережной реки Царицы.
5. Предварительная разведка местности на участке от будущей Самары до будущего Царицына осуществлялась по левому берегу Волги. Князь Засекин и боярин Туров не искали в спешном порядке место для Саратова, они его нашли и точно отмерили заранее – 400 верст от города к городу по руслу Волги, 300 верст – по берегу.
6. Конный дозор логично осуществлять по одному берегу, а не переправляться с берега на берег.
7. Новые русские города-крепости в то время традиционно ставились у слияния двух рек.
8. Новые города чаще всего получали название по притоку главной реки (по уже существующему гидрониму).
9. Гидронимы по своему возрасту на многие века, а то и тысячелетия старше, чем названия возникавших на их берегах поселений.
10. Лингвисты относят гидроним «Сарат» к одному из самых древнейших арийских корней, встречающихся и в Индии, и у ираноязычных народов, кочевавших в заволжских степях. Sarat означает «текучая», то есть просто – река, речка.
11. Устье реки Саратовки, впадающей в Волгу напротив Зеленого острова – было действительно удобным местом для строительства крепости.
12. Князь Засекин и боярин Туров ставили город «по адресу», хорошо знакомому ранее и ираноязычным, и сменившим их на Волге тюркоязычным кочевникам. В этом контексте река Саратовка и город Саратов – либо прямое русифицирование древне-иранского Сарата, либо опосредованное, через одно из тюркских созвучий.

Автор: Станислав Гридасов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here