Почему Укек на самом деле древнее Казани

0
397

«На вершине Увека люди заметили развалины и курганы,– археолог Баудек и художник Ордынин с артелью мужиков пришли их раскапывать. Раскопки длились третью неделю, и из земли выходили века. На Увеке нашли остатки древнего города, шли уступами каменные развалины водоподъемников, фундаменты строений, канализация,– скрытое суглинками и черноземом это осталось не от финнов, не от скифов, не от булгар,– кто-то неведомый приходил сюда из Азиатских степей, чтобы поставить город и исчезнуть из истории – навсегда»,– писал Борис Пильняк в романе «Голый год» и политически заблуждался. Почти сто лет спустя из полынной земли, из древней горы вышел к людям Неведомый, огляделся вокруг (хозяйства приусадебные, мост через Волгу да нефтебаза какая-то) и сказал – не от греков Геродотовых, не от финнов мордовских, не от посланцев царя Грозного, а быть здесь Саратову новому, татарскому,– городу, которому тысяча лет.
2015 минус 1262 равняется 753, ну да ладно. Сказано губернатором: тысяча, будет и тысяча. Сказано, что Увек – предтеча, предзнаменование Саратова, «ранний звон колоколов, предтеча утренних трудов»,– писал Александр Сергеевич Пушкин, а Пушкин – наше всё, значит, так тому и быть.

Почему Укек на самом деле древнее Казани, хотя ей и тысячи лет
Впервые Укек (именно так назывался ордынский город) упоминается в книге великого венецианского купца и мореплавателя Марко Поло в 1262 году: друзья-венецианцы рассказали ему о посещении этого молодого города на Волге. Первое письменное упоминание о Казани встречается в Рогожском летописце веком позже – в 1391 году, когда новгородцы и устюжане «взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакы выидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь». По данным доктора исторических наук Вадима Егорова Казань возникла двадцатью годами раньше описанного в летописи грабительского похода – в 1370 году.
К середине XIV века Укек, по описанию арабского путешественника Ибн Баттуты,– город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Когда Казань еще только строится в качестве самой северной пограничной крепости Волжской Булгарии, в Укеке процветают торговля и ремесла, в городе живут богатые люди, которые могут себе позволить покупку дорогих украшений, посуды из Китая, Сирии и Египта, в городе работает водопровод, здесь чеканится собственная монета, есть мечети, бани, медресе и православные храмы, а на окраине Укека действует мужской Четырехсвятский монастырь Сарайской епархии, в котором хоронят погибших или умерших в Золотой орде православных людей.
В конце XIV века Укек погибает – то ли разрушен войсками Тамерлана (Тимура), то ли попадает под сильный оползень, сделавшей жизнь в городе невозможной. Или почти невозможной. Исследователи не исключают, что на месте некогда славного Укека осталось крохотное поселение, но вскоре, не более десяти лет, заглохло и оно. До появления в 1590 году «на Саратове» князя Засекина и боярина Турова – с русскими стрельцами и острыми топорами – пройдет почти 200 лет. А на месте развалин Укека если кто и жил пришлый, то только степной, приходящий из-за Волги, ветер. Запомним этот факт.

Всплывающая подсказка
Медный пул (т.н. «хызр», чеканенный в Сарае в середине XIV века). Монета найдена на Увеке

А как же, что же мы в газетах читали?
Еще в 70-е советские годы партийное руководство Татарстана поставило задачу «удревнить» возраст Казани. Москва родилась в XI веке! Нижний Новгород был построен на сто лет раньше Казани! Первоначально известному татарскому историку и археологу А.Х. Халикову «удалось доказать», что датой рождения Казани является 1177 год, и на 1977 год были запланированы большие торжества по празднованию 800-летию Казани, но советская историческая наука в тот момент еще не была так сильно расколота по национальному признаку, и праздник был отменен.
Однако то, что не удалось сделать Халикову, получилось в новейшей российской истории у его ученика доктора наук Ф.Ш. Хузина. Ряд находок на Кремлевском холме Казани (а особенно так запомнившаяся саратовскому губернатору чешская монета, датированная правлением Святого Вацлава, предположительно, чеканки 929-930 годов) сделали возраст города «тысячелетним», почти ровесником Новгорода Великого.
Политическая воля оказалась сильней науки: по жесткому археологическому критерию возраст современного, существующего города или поселения ведется по непрерывности культурных слоев, а не по отдельным находкам. Уже упомянутый доктор исторических наук Егоров писал: «На территории Казанского кремля должны были обнаружить культурный слой X века – из остатков домов, хозяйственных строений, предметов быта. Но культурных слоев древнее XIV века там не находили. Отсутствие культурных напластований – самое главное доказательство <того, что Казань возникла не раньше конца XIV века>». То есть между тем временем, когда одни булгары покинули это место, а другие булгары начали строить Новую Казань, прошло почти 400 лет. Этот разрыв во времени даже больше, чем между гибелью Укека и началом строительства русской крепости Саратов. Пригодится и этот факт.

Всплывающая подсказка
Рисунок Казани XVIII века. Хранится в Эрмитаже

А кто такие булгары? На каком языке они говорили?
Современная казанская школа истории и большинство учебников уверенно отвечают на этот вопрос. Булгары были частью огурского массива тюркских племен, пришедших в IX-X веках на территорию современного Татарстана из Центральной Азии, а булгарский язык относился к числу тюркских языков. Основатель этой школы Халиков писал: «Почти все источники рисуют нам Волжскую Булгарию в период ее формирования как многоплеменное, но тюркоязычное в своей основе государство, окруженное тюркоязычными, угроязычными и финноязычными племенами, а с запада все приближающимися землями древнерусских княжеств».
Иное мнение у современных болгарских ученых, считающих, что их предки – булгары – пришли на Волгу с территории современных Юга России и Юго-Востока Украины, и были они не тюрками, а аланами – ираноязычным племенем кочевников. То есть принадлежали к другой семье народов и говорили на другом языке.
Ни ту, ни другую теорию наука подтвердить пока не в силах, а там, где наука выглядит бледно, розовеют щеки национально-ориентированных политиков и ученых. Если волжские булгары – прямые предшественники современных татар, башкир и чувашей, а Укек – не многонациональный город, в котором мирно сожительствовали и монголы, и булгары, и русские, и кипчаки-половцы, и мордва, торговали арабские и генуэзские купцы, свободно проповедовали и православные священники, и францисканские монахи, то большая часть средней и нижней Волги становится в современном политическом смысле исконной татарской землей. Зачем это нужно, что это дает на практике – мне не понять. Что плохого, если Укек станет памятником не конкретно одной национальной общины, а гордостью всего населения Саратовской области? Если болгарам удастся доказать аланский и угро-мадьярский (венгерский) компонент в формировании булгарского племени, Венгрия не пойдет войной на Волгу, Болгария не посадит на казанский трон своего христианского короля. Но дело, конечно, не в этих дальних странах Евросоюза. Ожесточенный спор в исторической науке прямо сейчас идет о другом. Об именьковцах.

Всплывающая подсказка
По таким картам учат нынешних школьников Татарстана

Господи, а это кто такие и чем они так важны?
Сначала из википедии: «Именьковская культура – раннесредневековая археологическая культура IV–VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Этническая атрибуция населения именьковской культуры является объектом дискуссии. В именьковцах видели финно-угров, тюрок, угро-мадьяр, славян, балтов, иранцев (поздние сарматы)».
Небольшое лирическое отступление. Современная наука способна по изменению формы печного горшка, оружию, формы захоронения, способу ведения хозяйства и ряду других важных археологических находок, проследить развитие «культуры», ее взаимодействие с другими соседними культурами, ее миграцию из одних регионов в другие. Например, самарский исследователь Матвеева доказала (а точнее – «утверждала»), что именьковская культура имеет значительное сходство основных элементов с пшеворскими (II – IV века нашей эры, территория Южной Польши), черняховскими (II – IV века, территория Украины, Молдавии и Румынии) и постзарубинецкими культурами, например Киевской (II – V века, степная полоса Украины) и пеньковской (VI – начало VIII века, степная полоса Украины). А «пеньковцы» – это уже анты, венеды, то есть славяне (что, впрочем, тоже только популярная гипотеза, ее еще никто окончательно не доказал).
Проблема в том, что ни горшок, ни стрела с наконечником, ни сам покойник (а большинство племен тогда вообще практиковали трупосожжение, не оставляя генетического материала) не могут рассказать, к какому племени они принадлежали, как сами себя называли и на каком языке говорили. Только логические цепочки умозаключений, сопоставление редких косвенных данных и национально-ориентированность исследователя приводят в данном – дописьменном – случае, к каким-то выводам / предположениям. Вот и получается, что в конце IV века на обширную территорию Среднего Поволжья пришли именьковцы-славяне, отличавшиеся традициями земледельческо-скотоводческого хозяйствования, не имеющих корней в этих местах.
Согласно работам известных ученых-профессоров, сторонников славянских древностей В.В.Седова и Г.И.Матвеевой, выходит так, что на исконной татарской земле издревле жили славяне, научили постепенно сменивших их булгар-кочевников земледелию и только потом приняли участие (вместе с булгарами, половцами, финно-уграми, угро-мадьярами и прочими соседями) в рождении современной татарской нации.
Что же получается, не только Крым – наш, но и Волга – наша, исконная русская река, «Нахр ас-Сакалиба», «славянская река», как писал в XI веке Аль Бируни.
В том, что арабские историки и путешественники под этнонимом «Сакалиба» понимали именно славян, многие ученые, впрочем, яростно оспаривают.

Всплывающая подсказка
Реконструкция жилища именьковской культуры (из Национального музея Казани)

Так сколько же лет Саратову?
Саратов основан в 1590 году. Этим летом ему исполнится 425 лет. Город заложен князем Засекиным, бояриным Туровым и русскими стрельцами. История Укека не имеет отношения к Саратову, как минимум, по двум археологическим критериям. Городища находятся в разных местах. Нет истории непрерывного проживания на территории одного городища. Эта разница ничуть не мешает сделать Укек одним из самых интересных для туристов объектов города Саратова. Для всех нас, угров и финнов, русских и болгар, татар и мордвы, монголов и китайцев. Вот на этом бы и успокоиться.

Всплывающая подсказка
Этнографическая карта середины XIX века. Желтым цветом отмечена мордва, синим – татары, серым – немцы, темно-красным – мещеряки, зеленым – башкиры

P.S. А вы знаете, где была родина прото-ариев, откуда есть пошли все индоевропейские народы? Не в Германии, как думал Гитлер. Не в Арктике, где ее искали мистики. И не в Индии, как думает большинство. Наиболее авторитетная на данный момент в науке гипотеза называется «курганной», ее автор – американский исследователь литовского происхождения Мария Гимбутас. Она находит, что прото-арии жили на территории современных Самарских и Саратовских областей. Это V тысячелетие до нашей эры. Не верите? Почитайте. Литовского ученого, бежавшего в фашистскую Германию от советских войск, а потом и в США, трудно заподозрить в проволжских симпатиях. Саратов – самый древний город на земле. Ну или Самара. Копать надо.

Всплывающая подсказка
Помочь саратовским археологам, ведущим раскопки на Увеке и желающим реконструировать истинную жизнь средневекового города, можно здесь, перечислив любую сумму, хоть 100 или 200 рублей

Всплывающая подсказка

Автор: Станислав Гридасов