Экономика Саратова

0
524

Про промышленность Саратова можно почитать здесь.

Экономика Саратова

Саратов является одним из крупнейших городов европейской России. Численность жителей составляет 844 тыс человек, но город стал центром городской англомерации, в которой проживает более 1,2 млн граждан. Он стал экономическим, образовательным и культурным центром региона.

Основные показатели социально-экономического развития

Саратов относится к городам с развитым промышленным производством, здесь успешно работают предприятия машиностроительной, химической и нефтяной отрасли. По прогнозам на 2019 город должен заработать 219 млрд рублей за счет реализации произведенных здесь товаров, работ, услуг.  В 2018 году этот же показатель составил 205 млрд. Индекс промышленного производства планируется на уровне 103%. В сельском хозяйстве город также показывает хорошие результаты, валовой объем продукции планируется на уровне 1,8 млрд.

Работники города в 2019 году заработают 135 млрд рублей, это будет на 5% больше, чем в предыдущем. Средняя заплата в месяц у сотрудника саратовского предприятия составит 38 тыс рублей. В розничной торговле оборот планируется на уровне 173 млрд рублей. Финансовое состояние горожан будет характеризоваться следующими показателями:

  • доходы – 309 млрд руб;
  • расходы и сбережения – 269 млрд руб.

Рост доходов будет основан не только на повышении зарплат сотрудников копаний частного сектора, но и на индексации доходов работников бюджетной сферы и пенсионеров. Ориентируясь на эти цифры можно отнести Саратов к экономически развитым городам страны. Но, исходя из небольшого замедления роста предполагаемых доходов граждан, предполагается относительное повышение роста их расходов до 2-3% по году.

Объем налоговых поступлений и неналоговые доходы

Налоговые доходы города формируются за счет налогов, поступающих в бюджет города. Это, в основном, налог на доходы физических лиц, уплачиваемый предприятиями от имени своих сотрудников, налоги на имущество предприятий и граждан, платежи, вносимые в бюджет индивидуальными предпринимателями в виде оплаты за патент или ЕНВД. Также по этой статье проходят штрафы, государственные пошлины.

Кроме того, к неналоговым доходам относятся поступления от использования государственного и муниципального имущества. Они предположительно составят в 2019 году 598 млн руб. Безвозмездные поступления от бюджетов других уровней планируются на уровне 6, 9 млрд  руб. Дефицит бюджета не предполагается, так же как и каких-либо серьезных инфраструктурных проектов, поэтому заимствований в 2019 году город брать не планирует.

Основные налогоплательщики

Крупнейшим предприятием региона, вносящим свой вклад в бюджет города, стала «МРСК Волги и ее дочерние компании. Важную роль в экономике города играет холдинг «Солнечные продукты», производящий масло, жиры, мыло. Существенный вклад в бюджет муниципального образования вносят дочерние компании «Газпрома», занимающие места в первой десятке ТОП-100 компаний области. Также участвует в формировании доходной части городского бюджета ПАО «Саратовнефтепродукт», входящее в холдинг Роснефть.

Бюджет

Бюджет муниципального образования «Город Саратов» на 2019 год на стадии проекта был одобрен на публичных слушаниях в ноябре 2018.  Закон о бюджете утвержден 6.12.2018 Саратовской городской думой. Он планировался как бездефицитный, доходы и расходы составили чуть более 14 млрд. По мнению оппозиции, эти цифры нереалистичны, депутат от КПРФ А. Анидалов заявлял, что расходная часть бюджете города должна составить не менее 23 млрд.

Доходы

Предполагаемая доходная часть бюджета от прогнозного уровня была откорректирована в феврале 2018 года и окончательно согласована уже в декабре. Она составит 14 927 633,4 рубля. В ее составе налоги и неналоговые доходы совокупно в сумме 7 115 535 руб и безвозмездные поступления в размере 6 912 098,4 руб.

Налоговые поступления формируются следующим образом:

  • НДФЛ – 4,502 млрд (немного сократился по отношению к предыдущему году) за счет изменения возрастной структуры населения;
  • налог на имущество– 586 млн;
  • земельный налог – 382 млн;
  • государственная пошлина – 208 млн;
  • ЕНВД – 562 млн.

Среди неналоговых доходов следует отметить:

  • доходы от приватизации и иной продажи имущества, принадлежащего городу – 72 млн;
  • доходы от использования городской собственности, в основном, арендные, — 598 млн.

За счет налоговых поступлений формируется до 90% финансирования бюджета города. При этом, в расчете на одного гражданина получается, что в бюджет города в год он вносит не боле 8 тыс рублей. Расходы бюджета, исходя из доли на одного горожанина, сейчас составляют около 16 тыс. Такой дисбаланс связан с небольшим процентом трудоспособного населения, роста числе детей и пенсионеров.

Расходы

Расходная часть бюджета ока предполагается равной доходной, исходя из концепции его бездефицитности. Существенная часть расходов бюджета города будет направлена на развитие социальной сферы. Это 65% или 9,2 млрд руб. Расходы бюджета города по направлениям распределяются следующим образом:

  • образование — 7,733 млрд руб.. Суммы разделятся на зарплаты работникам образования и содержание образовательных учреждений;
  • социальная политика – 782 млн руб.;
  • культура  и кинематограф— 425 млн руб.;
  • спорт и физкультура— 269 млн руб.;
  • нужды обороны – 1,249 млрд руб.;
  • охрана общественного порядка – 72 млн руб.;
  • на обслуживание государственного долга Саратова, выпущенных ранее облигаций, 584 млн руб.;
  • ЖКХ – 720 млн руб.;
  • общегосударственные вопросы — 1,288 мрд руб..

Интересен рост расходов  на финансирование социальной сферы, на 2019 год  запланировано совокупно на социальную сферу, образование, культуру и спорт 9,2 млрд руб. против 7,51 млрд руб. , израсходованных в 2017 году.

Секвестр и корректировки

В 2018 году бюджет корректировался, по итогам года его дефицит составил 311 рублей. На текущий период корректировки и пересмотры не планируются. В 2018 году причиной возникновения разрыва между расходами и доходами стала необходимость направить средства на устранение нескольких аварий в ЖКХ города. Средства были получены за счет банковского финансирования.

Финансирование

Часть доходной части бюджета города составляют поступления из федерального бюджета. Предположительно они составят 6 912 098,4 рублей, но на практике могут вырасти в результате непредвиденных обстоятельств. Практически все они будут направлены на финансирование нужд образовательных учреждений. Делятся безвозмездные поступления на три части:

  • дотации;
  • субсидии;
  • субвенции.

В отдельных случаях в бюджет направляются иные бюджетные трансферты, помогающие компенсировать выпадающие доходы.

Политика городских властей в области бюджета и налогов

Стремясь к сохранению макроэкономической стабильности, городские власти в своей финансовой политике опираются на ряд принципов. Основой их стали требования законодательства и текущая экономическая ситуация. Среди этих принципов:

  • отказ от новых заимствований и иных обязательств бюджета, проведение курса на сокращение имеющихся обязательств;
  • скрупулезное и полное исполнение всех расходных обязательств, в особенности, социальных;
  • упрощение муниципального управления, передача части непрофильных функций в частный сектор;
  • сохранение достигнутых показателей оплаты труда;
  • сокращение расходов бюджета.

Вместе со снижением расходов повысить уровень финансирования города за счет налоговых поступлений должна помочь сбалансированная налоговая политика. К ее основным постулатам относятся:

  • налаживание администрирования налога на самозанятых;
  • введение для граждан единого платежа, в состав которого будут входить совокупно транспортный, земельный и имущественный налоги;
  • проведение инвентаризации всех неналоговых поступлений в городской бюджет, их оптимизация;
  • получение невыплаченных своевременно платежей, пени и штрафов;
  • решение задачи с продление действия системы ЕНВД на 2021 год;
  • проведение кадастровой оценки земель и объектов недвижимости, уточнение за счет этого налоговой базы, повышение уровня поступлений;
  • коррекция выпадающих налоговых доходов.

Исходя из показателей бюджетов Саратова за периоды 2017-2019 и отчетов об их исполнении, можно говорить о том, что экономика города растет, немного опережая общероссийские показатели.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here