Легенды Саратовской области

Еще легенды про Саратов можно посмотреть здесь: Неизвестные легенды Саратова

Парад легенд Саратовской земли открывает забытое предание о зарождении здесь древнейшей религии единобожия (Зороастризма) около 10 тысяч лет тому назад. Ранние главы священной книги вендов «Авеста» были сложены самим Зороастром (Заратуштрой), по представлениям современных учёных (М. Бойс, Англия), в Заволжской степи. Наблюдения за древней топонимикой Саратовской области позволяют уверенно полагать, что Заратуштра, предтеча Православия, был связан по жизни с районом земли, получившем название – край Саратов, ныне Саратовская область. Имя города, имя великого мудреца совпадают в своей основной, содержательной части – САРАТов и З(С)АРАТуштра. Слово «САРАТ», в переводе с праславянского означает – «У КОЛЕСА (солнца)». Было и несколько другое толкование, более земное, — «У КОЛЕСА (колесницы), т.е. «КОЛЕСНИЧИЙ». Это должно свидетельствовать о существовании на Саратовской земле колесничего дела, мирного и боевого, много веков тому назад.

Легендарным городом, известным ещё со скифского (сколотского) времени на Саратовской земле, или точнее на земле современного города Саратова, является УВЕК (более древняя форма названия — УКЕК). На языке праславян или скифов это слово означает – «КОНЬ». Данные учёных говорят, что приручение коня человеком имело место в Саратовском Поволжье, около семи тысячелетий тому назад. Это было поистине одним из важнейших достижений в культуре Старого света и Мира, т.к. открыло возможности покорения и освоения земных пространств, вызвало к жизни множество ремёсел, и, вследствие этого, — целого ряда искусств. Темп жизни на земле резко изменился, народы мира стали ближе друг к другу. До сих пор в русском языке слово «УК» означает специально «обученный, прирученный». Живёт это слово и в слове всем нам более знакомом – «ВНУК», которое передаёт освещенную веками традицию обучения через поколения, — от деда к внуку. Город Укек был одним из славнейших городов старого света, и его история смыкается с историей современного города Саратова. Укек известен как золотоордынский город, погибший по неизвестной причине. Городище Укек (Увек), занимающее по площади пространство близкое к размерам исторического центра современного города Саратова, до сих пор системно не исследовано. На Увеке находился древний православный монастырь (у начала собственно реки Увек). По преданию он существовал во времена Золотой Орды. При нем было кладбище (погост), на котором хоронили всех преставившихся православных людей в Орде. Всех умерших ордынцев на Руси хоронили тогда же в Суздале. Таким образом, можно говорить об определенной связи и сопоставимости в древности двух городов – Увека и Суздаля, как неких духовных центров.

Творчество двух Пушкиных, великого поэта А.С. Пушкина и его дяди, поэта В.Л. Пушкина позволяет надежно связать Саратовский край и собственно город Саратов с литературными образами и местами. В романе в стихах «Евгений Онегин» опосредованно отображены саратовские места (в сельских главах),- см. альманах «Саратов литературный» , №3, 1999г. В своей поэме «Капитан Храбров» В.Л. Пушкин и вовсе устами своего лирического героя называет город Саратов своей родиной. В той же поэме, как бы подтверждая связь мира романа « Евгений Онегин» с Саратовом, В.Л. Пушкин напрямую вводит знаменитую героиню Татьяну Ларину в саратовское общество. Таким образом, Саратов имеет законное право считаться одним из пушкинских литературных мест. Вместе с тем Саратовская земля связана также с исторической прозой А.С. Пушкина, — «История Пугачева». Целая глава этого труда (8-я) посвящена событиям Пугачевского восстания в Саратовском крае ( Саратовской провинции).

Саратовская область занимает особое положение в истории и географии Пугачевского восстания. В Мечетной слободе (позднее город Николаевск, ныне Пугачев) Е.И. Пугачев впервые принял на себя имя царя Петра 111, что и послужило началом возмущения и восстания народа. На территории Саратовского края восстание принимало форму народной войны, отмеченной сражениями с регулярной армией, захватом городов. Со стороны правительства в этих событиях участвовали такие, например, выдающиеся деятели как: А. В. Суворов, Г.Р. Державин, И.И. Михельсон. На Саратовской земле, в Заволжье, был и схвачен руководитель восстания Е.И. Пугачев (село Алтата, Дергачевского района), что и явилось концом Народной войны.

На чистейшей речке с названием Лох, что означает – пропасть и пропащее место, стоит одноименное село. Рядом с ним находятся два достопримечательных места, по народной молве и литературным рассказам связанные со временем Ивана 4 Грозного. Кудеярова Гора и Кудеярова пещера зовутся так в память о знаменитом разбойнике, атамане. Пещера, в которой ведёт вход через древнюю железную дверь, закрыта для посещений с тех давних времён. Словно какой-то запрет лежит на этой пещере, и никто не смеет проникнуть в её тайну. По народному преданию, Кудеяр был разбойным царём, и стал он им по неволе, — ведь во главе Русского царства мог находиться только один человек, — Иван Грозный. Ему же приходился Кудеяр братом-близнецом. По легенде запечатал себя Кудеяр в пещере, после громких разбойных походов, до условного часа. Когда над горой да над пещерой встанут две радуги, выйдет на свет Кудеяр и будет править Русским царством, по справедливости да по милости.

В названии Соколовой Горы, что главенствует над старинной частью города Саратова, сохраняется память о далёком скифском или сколотском прошлом нашего города. Гора была посвящена Небу или Колу и всем его чудесным жителям и правителям, защитникам Русской земли. Гнездились на Горе и небесные гордые птицы, — соколы, предупреждавшие о нападении врагов. Бились соколы на землю Русскую, выбивая из седла всякого охотника, до не своего добра, хищного да жадного, бессовестного, безобразного по своим замыслам и делам. Держали стражу на Соколовой Горе воины-колобоки. Дружина соколов и колобоков зорко стерегла родные просторы. Днём над дружиной по небу-Колу ходил Колобок-солнце, а с вечерней зари до утренней на Горе Соколовой зажигался Колобог-огонь. На закате да на рассвете дружина вкушала священный круглый хлеб-Колобок, который давал ей всё новые силы. Пока стоит на Горе Соколовой дружина соколиная, — стоять твёрдо и всей земле Русской.

За толстым-претолстым угловым столбом Кукольного театра «Теремок», в Саратове прячется весёлая и беззаботная деревянная кукла. Ростом она – с маленького гимназиста, а видом – мальчишка с длинным деревянным носом. Придумал деревянного сорванца, ещё будучи в младших классах Саратовской гимназии, будущий знаменитый русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Иногда можно видеть, как прогуливаются вместе по бывшему гимназическому саду, от зданий бывшей гимназии (ул. Некрасова, № 17) до Кукольного театра гимназист Алёша и создание его фантазии – мальчишка со славным именем Буратино. Если вам повезёт, вы услышите, какие замечательные истории, с приключениями и превращениями, рассказывают они друг другу. Если увидите там саратовского писателя или критика, то это означает, что они по записанному со слов двух мальчишек сочиняют. Из сочинённого выйдет в свет не одна книга, не дона заметка в саратовских газетах. А что не выйдет, то обязательно опустится со временем белым снегом на головы этих самых писателей или критиков. Сочинённое ими когда-то будет шепотом переговариваться, а иногда тихонечко напевать автору весёлую песенку о саратовском гимназисте и его разудалом деревянном друге.

Со времён очень давних, когда былины были вещими, волшебными птицами, сохранятся на нашей земле память о подвигах одного из великих богатырей Руси, — Алёше-Поповиче. Освободил богатырь из полона на реке Саратовке (а ещё называлась эта река Ураславой, то есть Русской) свою родную сестрицу. Это место и по сей час отмечено песней жаворонка, песней соловья, песней русского человека. Приходите, люди добрые, на берег реки Саратовки, разворачивайте меха гармошки Саратовской. Колокольцами берега пробудятся, песнями русскими да заслушаются. Пролетит по небу на коне богатырь, на белым коне в серых яблоках. А в седле, перед ним, — душа-девица, дочь крестьянская. От зари да зари белый свет стоит, от зари до зари звёздная ночь кружит. И всегда-то вместе в памяти былинной на берегу реки Саратовские милые брат и сестра. Не бывать более поруганию — полону вражьему, не кончаться на нашей земле песням славным.

Саратовскую степь во времена ордынские, половецкие просвещенные люди называли весьма поэтично – «Страна яблонь». Здесь, в степи, существовали яблоневые леса, пережившие тысячелетия, но упавшие под «железной пятой» капиталистического прогресса. Яблоневый Сырт, то есть речной водораздел, — вечный памятник древней культуре замечательного плодового дерева и одновременно не менее древний, оставивший глубочайший след в жизни нашего народа и культуре Апполона-Даждия-бога.

По яблоневому Сырту в 1833 году совершил свое путешествие-исследование А.С. Пушкин. По следам возмущения, получившего название Пугачевского бунта, великому поэту, ставшему историческим, оставалось тогда побывать на землях, где началось и закончилось это потрясение основ русской жизни конца 18 века. Неслучайно целая глава «Истории Пугачевского бунта» А.С. Пушкина отведена саратовским материалам.          Как очевидец, Пушкин сообщает, что Соколовая гора господствует над городом Саратовом.

Район Саратова можно считать своеобразным мостиком между южной флорой Кавказа, Крыма и Средней Азии. Так, на Увеке каким-то образом сохранились поросли розмарина. Не менее разнообразной была и фауна Саратовской степи.

В Саратовской степи обитал лесной люд – угрофинны, к которым относился таинственный народ буртасы. Где-то рядом с современным Саратовом была их столица – Буртас. Другим угрофинским народом, жившим рядом с ними, была мордва. До середины 20 века на картах          Саратова указывалась река Мордова. Сейчас она нам известна под именем Елшанка. Южнее Саратова есть село мордово, которое считается местом существования одного из древнейших городов России.

Говоря о городских древностях в Саратовской степи, невозможно не отметить факта размещения в ней коронных земель Золотой Орды, государства, оставившего огромный след в истории Старого света и России.

Непосредственно на территории современного Саратова (южная окраина) расположено городище (остатки древнего города) Увека, одного из лучших городов Орды. История этого городища малоутешительна, глубоких археологических исследований на нем никогда не проводилось. Существование Увека уверенно относят к 13 столетию. Последние сообщения о нем относятся к 1586 году, за четыре года до основания чисто русского Саратова. В то время город был центром одноименного княжества. Тогда местное войско с московским гарнизоном разбили на земле Увека крупный военный отряд крымских татар, вторгшийся для грабежа и разбоя богатейших рыбных ловель. Таким образом, по времени практически смыкается история Увека и Саратова, и несостоятельной выглядит идея о ранней гибели Увека в конце 14 столетия (поход Тамерлана, 1395 г)

В начале 17 века, перед появлением у берегов волги многочисленного народа (калмыки), пришедшего и Монголии, район молодого города Саратова был в самой гуще бытования башкиров. После прихода калмыков башкиры в подавляющем большинстве ушли к Южному Уралу, а ногайские татары оказались на Северном Кавказе. Сам Саратов сделался на многие годы центром Калмыкского края. После отхода калмыков, в места их нынешнего обитания, ближайшая к городу Саратову степь стала развиваться хозяйственно, культурно, как часть традиционно русского государства.

По свидетельству писателя Г.В. Геракова, в это время Саратов уже выгодно отличался других губернских городов.

После крестьянской реформы Саратовская степь вышла на дорогу капиталистического развития (торговля, железнодорожный транспорт, издательское дело, производство цемента). К началу революции 1917 года и Гражданской войны, Саратов стал одним из культурных центров России. Университет, другие вузы, значительный уровень среднего образования, практически полная грамотность, художественный музей, консерватория, саратовские театры по своей режиссуре, уровню исполнительского искусства (драма, опера) вошли в ряд лучших. А саратовская художественная школа (начало XX века) стала фактором мирового искусства. (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. кузнецов, А.Т. Матвеев, П.К. Петров-Водкин)

О важности Саратова в первый период Великой Отечественной войны красноречиво говорит план немецко-фашистской армии – захватить город уже в начале августа 1941 года. Сразу же после Победы в 1945 году американская армия всерьез планировала уничтожение Саратова (сбрасывание атомной бомбы), причем в списке приговоренных советских городов Саратов был седьмым по счету, впереди Ленинграда- второго города страны.

В последующие десятилетия Саратов по своей инфраструктуре был отнесен к городам столичного типа. Саратовская степь становится близкой к Космосу (полеты Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова). Саратов же стал «электронной» столицей Советского Союза, а Саратовская область – мощным полем мелиорации сельского хозяйства.