Беседа со С.М.Нечаевой, директором Департамента занятости Министерства труда и социальной защиты РФ

1
2742

 

Светлана Михайловна Нечаева, Директор Департамента по занятости Министерства труда и социальной защиты РФ

Нечаева С.М.

 

Светлана Михайловна, где Вы родились?

 

Я родилась в городе Новоузенске. В 1968 году 20 октября. В Новоузенске я прожила не долго. Потом мы уехали в Алгайский район. У меня папа был директором совхоза в Новоузенске. Мама у меня из Хвалынска родом. Потом когда я училась в первом классе, папу назначили на другую работу, в Саратове. И мы переехали в Саратов, где я пошла в школу.

 

Проживали мы в Заводском районе. В Заводском районе, на Пролетарке. Там и сейчас живет моя мама. Училась я в 23 школе.

 

И, школу, наверное, закончили с медалью

 

Нет, не с медалью. У меня было две четверки: по русскому языку и по литературе. Как ни странно. Я сейчас смотрю на своих сотрудников, и, порой, спрашиваю: «Ребят, а что у Вас было по Русскому и литературе?». Отвечают: «Пятерка была». А у меня 4. А я за всех сижу, правлю-правлю ошибки. По русскому и литературе у нас была очень строгая учительница и очень хорошие знания дала.

 

После окончания 23 школы, я, кстати говоря, мечтала стать переводчиком с английского языка. И даже пошла, поступать по этой специальности. Перед этим зашла в школу. И директор школы сагитировала и сказала: «Не поступай! Ни в коем случае. Кем ты будешь? Ты будешь учителем иностранного языка. Тебя ушлют в далекую деревню. Ты там будешь три года без родителей. Пахать в этой глухой деревне».

 

Глухую деревню тогда еще боялись, Светлана Михайловна?

 

Глухую деревню тогда очень боялись. «Нет. Это не перспективно. Зачем тебе это надо? Иди экономистом. Это очень перспективно». Где-то я директора послушалась, где-то мои соседи сыграли роль. Я подала документы в СГТУ, в народе — Политех. Вот. На автомеханический факультет специальность: «Экономика организации автомобильного транспорта». Собственно говоря, поступила туда в 86-ом году, а в 91-ом закончила с красным дипломом. Пока училась, а я училась на дневном, естественно, еще работала по совместительству на кафедре машинисткой. Печатала дипломы разные, дипломные работы, курсовые. Вот это, кстати говоря, очень дисциплинировало и помогало. Денежки еще зарабатывала.

 

А почему меня, собственно, туда взяли? Сейчас такого нет, но раньше у всех было УПК: Учебно-производственный комбинат. Я считаю, что это очень хорошая вещь. Сейчас такой практики нет. Считаю, что это абсолютно не правильно. УПК всем детям старшеклассникам помогала получить профессию, причем по итогам выдавался документ, подтверждающий соответствующую квалификацию. Ну, как правило, второй разряд. И вот я закончила УПК. Работала секретарем-машинисткой на «Нейроне», сейчас это «Оргсинтез». Работала в отделе кадров. Печатала приказы все возможные, ходила по заводу, то есть было достаточно интересно. Потом мы еще ходили на практику. Еще на одно предприятие. То есть за период прохождения УПК, я прошла несколько предприятий и поняла, что такое предприятие, производственный процесс, как готовятся документы. И потом, когда я уже поступила, замдекана начал искать специалиста, кто бы мог пойти работать на кафедру. Нужна была машинистка. Из всего потока девчонок, которые со мной учились, я, наверное, единственная, кто владел соответствующими навыками. Меня пригласили.

 

К моменту окончания института, уже не действовала система распределения. 1991-ый год. Перестройка. Уже началась инфляция. Начались все самые негативные явления в экономике. Устраивались на работу самостоятельно. Не без помощи отдельных знакомых. Спасибо им огромное. Первым моим местом работы был Центр занятости заводского района. Это была только-только образовавшаяся структура. В этом году уже 22 года будет моей работе в сфере занятости. Меня взяли специалистом без разряда. Я занималась вопросами, связанными с анализом рынка труда.

 

Проработала я там до 1994-го года. Почти три года. Меня несколько раз повышали. Практически всю работу, компьютеров тогда не было, делали вручную. Это достаточно сложно. Нужно было посчитать, сколько мужчин, сколько женщин, какого возраста, уровнень образования. Вот эту всю картотеку нужно было лопатить руками. Потом появились компьютеры. Первый компьютер выглядел, конечно, жутко. Первый компьютер, который у нас появился, не столько для работы, сколько для мебели стоял. Все боялись подходить.

 

Это было что-то такое красивое, недосягаемое. Потом компьютеров становилось больше. Начался процесс компьютеризации. Работать стало легче, интереснее. В 1994-ом году, по предложению, я перешла на работу в Городской Центр Занятости. Как раз, на все вопросы, связанные с программами занятости, прогнозированием, анализом рынка труда. И в 1995-ом году Городской Центр Занятости ликвидировали. Любовь Тихоновна Макарова, мой бывший руководитель, искала человека на работу и позвала меня. Я пришла работать главным специалистом. Потом меня повысили до директора. Это для меня был рывок. И в 1996-ом году, благодаря Александру Викторовичу Яковлеву, который сейчас работает торгпредом в Казахстане, я перешла работать в Минэкономразвития. Тогда это, по-моему, был Департамент экономики и инвестиционной политики Правительства Саратовской области. Я стала начальником отдела прогнозирования соцсферы. Это была новая и очень интересная работа. Департамент возглавлял Мишин Игорь Николаевич. У меня был новый отдел. Мне разрешили набрать всех самой. Отдел был очень маленький, всего четыре человека. Но могу сказать, что с тех пор моя жизнь круто поменялась. Круто поменялась, потому что совершенно другие ориентиры, другой кругозор, совершенно другие интересы. Но там я проработала недолго. Причину, объясню. В областной структуре занятости произошли кадровые изменения. Назначили замом министра Швакова Александра Викторовича. Он начал меня уговаривать, чтобы я вернулась. Я вернулась, уже на другую должность, естественно, тоже начальником отдела. И здесь, получилось так, что в департаменте экономики поменялось руководство. Пришел Степанов Александр Алексеевич. И я бы с ним осталась работать, с удовольствием бы осталась. Мы с ним в очень добрых таких, дружеских отношениях. Но все таки сфера занятости меня затянула. Я проработала в разных ипостасях Министерства труда и социального развития Саратовской области. Это были удивительные времена. Валентина Михайловна Боброва была зам председателя Правительства. Потом из Министерства труда и социального развития Саратовской области вычленялся Департамент Государственной и Федеральной службы занятости. Руководителем пришел Петраков Павел Михайлович. Благотвинский ушел Министром труда и социального развития Саратовской области. Вот и он меня стал уговаривать. Я к нему перешла начальником Управления. Правда, с начала это было управление по работе с инвалидами, ветеранами. Я занималась аналитической работой. У меня был свой анализ, прогнозирование, программы всякие.

 

Работали замечательно, с упоением так сказать. Как-то вот все давалось. И такой какой-то подъем был. Потом в 2003 году меня назначили заместителем министра. И я еще стала курировать комитет по труду. Помимо того, что я была заместителем-начальником Управления прогнозирования, плюс ко всему я возглавляла комитет. То есть вот так расширились полномочия, потом в 2005-ом году поменялась власть, и пришел Алексей Викторович Сорокин. Пришла команда другая: Наталия Ивановна Старшова, Сорокин был Министром. Нас объединили с Министерством здравоохранения. Структура была необычная. Тоже замечательный такой был коллектив. С благодарностью все это вспоминаю. С такой теплотой. Меня назначили первым заместителем министра. Я курировала всю социальную защиту и трудовые отношения. Я ушла с этой должности в 2008. В этот период (2005-2008) был необыкновенный подъем, в том плане, что росла экономика, наполнялся бюджет и были вообще необыкновенные возможности создавать программы. Тогда впервые, нам давали деньги для программы «Старшее поколение», «Дети Саратовской области». Массу объектов открыли, столько открыли домов интернатов, столько отремонтировали, реконструировали. Вспоминаю, аж слезы наворачиваются. Очень много всего удалось. Вячеслав Викторович Володин очень помогал. Спасибо ему большое. Деньги очень большие серьезные. Вот самые интересные времена. Я тогда получала столько удовольствия от работы, столько счастья, столько радости, что это просто неописуемо. Каждый раз тогда собирались с коллегами с таким упоением говорили: «Мы наконец-то открываем, мы там вот это делаем, а вот это ремонтируем». До дрожи пробирало от этой радости. Потом в конце 2007 –го года, по-моему, разделили все-таки Министерство Здравоохранения и социальной поддержки населения. В структуре Правительства появилось Министерство занятости труда и миграции, куда меня назначили министром.

 

Я вернулась фактически в то, с чего начинала. Причем начинала девочкой и вернулась уже министром. И тут началось очень интересное, потому что в 2008-ом году началась реформа оплаты труда, переход на новую систему оплаты труда и грянул кризис. В 2008-ом году осенью наступил кризис. Было тяжело. Напряжение. Нервы. Нужно было делать все очень оперативно. Удалось все удержать, не допустить возникновения критических ситуаций. После мне предложили должности директора Департамента федерального профильного Министерства. И вот, я здесь уже два с лишним года. С 1 марта 2011 года. Собственно говоря, я сейчас уже в другом Департаменте. Я когда приехала, это был Департамент госслужбы. Была директором Департамента 1,5 года. Совершенно новое направление для меня. Хочу сказать, что работа в Федеральном Министерстве очень отличается от того, что реализуется на региональном уровне. Это абсолютно другая работа, связанная больше с нормативно — правовым регулированием, выработкой политики в сфере труда, подготовка проектов нормативно правовых актов, постановлений, приказов. Работа с очень большим количеством документов.

 

Требуется очень большая работоспособность, обширные знания, очень широкий кругозор, изучение зарубежного опыта, анализ. Но само по себе это очень интересно. Я считаю, если хочешь себя испытать в чем-то, нужно сюда идти, но соизмерять это со своими силами. Потому что люди, которые здесь работают, приходят сюда к 9 утра и уходят ближе к полуночи, а может и позже.

 

Светлана Михайловна, в Саратове, наверное, очень редко удается бывать с таким графиком?

 

Я была недавно. У меня у мамы и у брата был день рождения и я съездила их поздравила.

 

А из школы какие-то воспоминания есть у Вас, яркие?

 

Школа-школа. Ну, во-первых, школа у нас была новая. Я училась, мне повезло. Тогда новую школу построили, рядом с домом. Нас привлекали и к посадке деревьев, и к уборке территории, и к прополке, и траву мы эту стригли, где-то там что-то красили. Сейчас детей вот так не привлекают.

 

Мы ездили каждое лето в лагеря труда и отдыха. То есть на месяц нас сажали в автобус и увозили от мамы и от папы в совхоз Карла Маркса, Энгельского района. Был такой лагерь труда и отдыха «Орленок». Вот там мы жили целый месяц и работали: занимались и прополкой, и уборкой урожая.

 

Каждый день в течение месяца?

 

Да, каждый день.

 

Мы работали, причем интенсивно. На соседние поля привозили работников НИИ, других организаций. Они работали с меньшим энтузиазмом, а мы с такой большой отдачей. «пятилетку за три дня», как говорится делали по уборке урожая. Потом наедались каких-нибудь грязных яблок, а потом животы лечили. Полуголодные вечно были, хотя в столовой очень даже неплохо кормили. Но какой-то дикий аппетит был. Весело было. Культурную программу организовывали. Я даже помню себе какой-то солисткой, поющей песню на сцене.

 

И помню, в этом колхозе с удобствами все было очень сложно, нас вывозили в какую-то баню. Иногда в пруду купались. Километра три, наверное, шли до этого пруда.

 

Мы учились и уже понимали, что такое какую-то копейку заработать.

 

Какие любимые места у Вас в Саратове?

 

Я природу люблю. Дачу. Очень люблю Волжские дали. Набережная очень нравится, проспект Кирова, естественно.

 

Тоскую очень. Очень Волгу люблю. Когда приезжала на майские праздники, каталась на пароходе. Такая красота. Начинаешь ценить место только когда уезжаешь.

 

Светлана Михайловна, а чем-нибудь увлекались Вы в детстве?

 

Пела немного. Но увлечения музыкой быстро закончились. Я один год на фортепьяно отзанималась и все это дело закинула. В подростковом возрасте в теннис играла. Во взрослые годы играла, а сейчас с этой безумной занятостью, заниматься просто нереально. Хотя очень люблю этот вид спорта. Горными лыжами я увлеклась. Каталась в Хвалынске, кстати. С удовольствием езжу в Хвалынск. Места там изумительные.

 

Энгельс, кстати, нравится последнее время. Так он изменился, так он преобразовался, такая Набережная красивая теперь. Эти дома строятся вместо клеевого завода. Вообще, красивая природа в нашей области.

 

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Создавать фиктивные специальные рабочие места для инвалидов по всей России — это нужны незаурядные способности в виде отсутствия совести…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here